Пиза, баптистерий, собор. Лукка, собор. Пистойя, палаццо дель Комуне - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Пиза, баптистерий, собор. Лукка, собор. Пистойя, палаццо дель Комуне

Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
Пиза. Соборная площадь. Баптистерий
Пиза. Соборная площадь. Баптистерий, начат в 1153 г., Диотисальви; верхняя часть XIII в., Джованни Пизано. Собор, начат в 1063 г., Бускето, удлинение главного нефа и фасады, после 1118 г., Райнальдо. Кампанила, 1173—1350 гг.
    Особое место в архитектуре Средней Италии занимает Пиза, политическое и художественное влияние которой распространялось не только на прилегающие районы (Лукка, Пистойя), но получило отклики и в некоторых более удаленных городах Средней Италии (Ареццо), а также в завоеванной пизанцами Сардинии и на других островах. Характерные черты пизанской архитектуры — богатая пластика фасадов, многоярусные арочные галереи, украшающие верхние части сооружений, включая высокие щипцовые стены, которые нередко поднимаются значительно выше крыши среднего нефа базилики, своеобразная цветовая композиция, строящаяся на чередовании рядов белого и черного мрамора.
    Соборный ансамбль в Пизе не менее тесно связан с историей этой морской республики и ее расцветом в XI в., чем ансамбль Акрополя и Парфенон с общественно-политической деятельностью и культурной жизнью Афин в V в. до н.э.
    Сияющий белизной собор, кампанила, будто обвитая кружевом, плотный цилиндрический объем баптистерия и строящийся по горизонтали плоский объем кладбища Кампо Санто — вот составляющие этого ансамбля, словно выросшего на зеленом лугу у берега Тирренского моря, подходившего в те времена к городским стенам.
    Собор в Пизе был спроектирован и заложен в 1063 г. мастером Бускето. Это первый итальянский зодчий, имя которого, высеченное на его могильной плите, дошло до нашего времени.
    План собора имеет форму вытянутого латинского креста с пятью нефами в главном корпусе и с трехнефным трансептом. В широком размахе этого здания с его простыми и внушительными пространственными членениями и нескончаемыми аркадами, удвоенными во втором ярусе, сказалось влияние античных сооружений Рима, изучавшихся мастером. Но в остроконечных арках у средокрестия, в эллиптической форме купола, воздвигнутого на восьмигранном основании, в декоре и полосатой черно-белой мраморной кладке заметны восточные влияния. Аркатурные галереи и боковые лопатки восходят к ломбардской архитектуре.
Пиза. Соборная плошадь:
Пиза. Соборная плошадь:
1 — собор; 2 — баптистерий; 3 — кампанила; 4 — Кампо-Санто. Планы собора и баптистерия даны в двух уровнях; на разрезе баптистерия слева показан его первоначальный вид
Пиза. Собор: детали фасада и интерьер, 1260 г., Н. Пизано
Пиза. Собор: детали фасада и интерьер, 1260 г., Н. Пизано
    Фасады собора вместе с удлинением главного нефа на 15 м были осуществлены мастером Райнальдо уже после освящения храма (1118 г.). Несмотря на это, архитектура собора в целом поражает своей исключительной целостностью. Этому способствуют простота и тождественность общих объемов всех ветвей креста, единство обработки фасадных плоскостей, на которых повторяются либо сквозные, либо глухие аркады, единообразие цветовой композиции: фасады облицованы белым и черным камнем из каменоломен Веррукано и Сан Джулиано; в нижних аркадах — мраморные мозаичные интарсии в форме ромбов и кругов, в интерьере — чередование рядов белого и черного мрамора.
Пиза. Собор: детали фасада, кафедра баптистерия, 1260 г., Н. Пизано
Пиза. Собор: детали фасада, кафедра баптистерия, 1260 г., Н. Пизано
    Знаменитая пизанская кампанила (1173—1350 гг.) — отдельно стоящая цилиндрическая башня, обвитая шестью поясами арочных галерей, — получила сильный наклон из-за неравномерной осадки грунта еще в период строительства. Благодаря этому кажется, что галереи идут по спирали. Дополнительная небольшая осадка произошла также после возведения седьмого яруса (1301 г.). Этот ярус, с целью уменьшить осадку, был выведен под некоторым углом к оси башни, отклонение которой достигло теперь 4,2 м у ее вершины. Полагают, что производителем работ был мастер Бонанно. Галереи, образованные изящными, как бы кружевными аркадами, окружают воздушной оболочкой основной цилиндр кампанилы и создают живописную игру светотени, меняющуюся при различном освещении.
    Баптистерий в Пизе был начат в 1153 г. архитектором Диотисальви, который применил в нижних частях стен ту же систему архитектурной обработки, что и в соборе. Декоративные украшения верхних частей, готические фронтончики и пинакли были выполнены Джованни Пизано в XIII в. Перекрытие, относящееся к XIV в., состоит из двух оболочек: полусферического купола, завершающего композицию подобно большой шапке, и прорезающей его конусообразной внутренней оболочки.
    Влияние пизанской архитектуры распространилось на близлежащие города — Лукку, Масса Маритима, Пистойю. К этому кругу памятников относятся церковь Сан Паоло в Рипа д’Арно (освящена в 1148 г.), церкви Сан Микеле ин Форо (начата в 1143 г., фасад XIII в.), Сан Фредиано (1112—1147 гг.), Сан Кристофоро (XIII в.) и собор в Лукке, церкви Санта Мариа делла Пьеве в Ареццо и Сан Джованни фуор Чивитас в Пистойе (после 1150 г.). В последней великолепны белозеленые инкрустации мраморного пола.
Лукка. Собор, XII-XIII вв., Гвидетто да Комо; кампанила, 1060 г.
Лукка. Собор, XII-XIII вв., Гвидетто да Комо; кампанила, 1060 г.
Лукка. Жилой дом строителей собора, XII в.
Лукка. Жилой дом строителей собора, XII в.
    Собор в Лукке, возведенный на грани XII и XIII вв. (от сооружения, начатого в 1060 г., осталась только башня), строился скульптором-ломбардцем Гвидетто да Комо и по характеру близок и к пизанским, и к ломбардским постройкам. Трехпролетный арочный портик усиливает и без того богатую пластику главного фасада. Арочные галереи в верхней части фасада, начатые Гвидетто в 1204 г., и фронтон украшены гладкими витыми колонками. Интерьер переделан в конце XIV в. Сохранился также дом строителей собора.
    Многоярусный фасад церкви Санта Мариа делла Пьеве в Ареццо (начало XIII в., кампанила — 1330 г.), выполненный аретинским мастером Маркио, построен на контрасте чередующихся светлых и темных рядов кладки и вертикальных членений.
    Примером общественных сооружений на территории Тосканы, примыкающей к Тирренскому морю, может служить палаццо дель Комуне в Пистойе (1284—1385 гг.).
    В Среднюю Италию входило также Папское государство. Возникшее в VII в. из Равенского экзархата и Римского дуката, оно включило в начале XIII в. герцогство Сполето и Романью — так называемые Марки.
Пистойя. Палаццо дель Комуне, 1284—1385 гг.
Пистойя. Палаццо дель Комуне, 1284—1385 гг.
    В отличие от Ломбардии, Эмилии и Тосканы, где развивались новые типы гражданских и культовых сооружений и постепенно восстанавливалась и развивалась далее техника строительства, в Лациуме, в основном, придерживались прежних строительных типов, восстанавливая разрушающиеся и возводя новые памятники, следуя позднеантичным образцам. В этом районе наметилось два строительных центра: один — в Риме, другой — в центральной Этрурии, на территории, лежащей между Витербо, Тосканой и Тарквинией.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому