Рим, Санта Мариа ин Космедин, Сан Джованни ин Латерано, Каза ди Крешенцио. Тосканелла, Сан Пьетро. Орвието, Сан Пеллегрино, дель Капитано. Анкона, Сан Чириако
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
Рим. Базилика Санта Мариа ин Космедин, VI в., перестроена в XII в.
После длительной борьбы между местной аристократией и коммуной, папством и германскими императорами, после разрушений, нанесенных нормандцами Робера Гискара, и внутренних усобиц, вызванных появлением антипапы Анаклета II, Рим медленно приходил в себя. Еще в первой половине XI в. собирались пожертвования на ремонт старых базилик св. Петра и Сан Паоло фуори ле мура. Первые новые церкви появились лишь в самом конце XI и в XII в. (Санта Мариа ин Трастевере, т.е. за Тибром, между 1130 и 1148 гг.). Они повторяли тип раннехристианских трехнефных базилик, часто без трансепта, но с большой апсидой.
Внутренние продольные стены ставились на колоннах (нередко античных), перекрытых антаблементом, или же на аркадах. В некоторых из них ритм аркад прерывался столбами (базилики Сан Клементе, Санта Мариа ин Космедин). Перед фасадами нередко устраивались колонные портики или нартексы, как, например, в церквах Сан Джованни фуори ле мура, Санта Чичилиа, Сан Джорджо ин Велабро. У базилики Сан Клементе (строилась в 1099—1118 и вплоть до 1130 г.) были одновременно атриум и портик. Своеобразен фасад маленькой трехнефной базилики Санта Мариа ин Космедин (около 1120 г.): он имеет раскрывающийся большими арочными проемами нартекс с приставным, поставленным на двух парах колонн портиком, в котором сочетаются арка и фронтон. Кампанила церкви (около 1200 г.) — одна из красивейших в Риме.
Рим. Базилика Сан Джованни ин Латерано, дворик, 1227 г.
Все строительство в Риме велось из кирпича, перекрытия делались деревянными, но папство, стремившееся поразить воображение паломников роскошью церковного ритуала и драгоценной отделкой культовых сооружений, не жалело средств на их убранство. Эти сооружения, как и некоторые более поздние базилики, — например Сан Лоренцо фуори ле мура (около 1220 г.), Сан Джованни ин Латерано (1225—1235 гг., интерьер переделан в XVII в. Борромини) и др. — отличаются великолепием облицовки и богатством полихромии: мозаикой на золотом фоне, мраморным мощением полов, резьбой мраморных оград, тонкостью отделки церковных кафедр и балдахинов. Эти работы принадлежат школе мастеров-мраморщиков и мозаичистов из монастыря Монтекассино (1058—1087 гг.; разрушен в 1944 г).
Отсюда перешли в Рим византийская техника декоративных работ и художественные традиции, передававшиеся от отца к сыну. Так, после 1150 г. в Риме процветала семья мастеров Космата. Членами этой семьи, Лоренцо и Якопо, был сделан изящный церковный портик в Чивита Кастеллана (1210 г.), облицовка которого набрана из цветных мраморов. Замечательная работа другой семьи мастеров Вассалетто — монастырский дворик (1227 г.) при церкви Сан Джованни ин Латерано. Сводчатые обходы этого дворика опираются на парные колонки, столбы и арки. Все колонки имеют разные капители, некоторые колонки — витые. Поверх арок идет антаблемент с мозаичным фризом. Аналогичные дворы были построены у базилик Сан Джованни е Паоло, Сан Лоренцо фуори ле мура.
Характерными сооружениями конца XI и XII в. в Риме были кампанилы.
Рим. Каза ди Крешенцио (дом Кола ди Риенцо), начало XIII в.
В Риме строились также и гражданские башни, принадлежавшие различным владетельным родам (например, Торре ди Милициа, около 1200 г.). Общее число башен в городе доходило до ста. Этот тип сооружений в Риме, пожалуй, единственный, в котором сказываются ломбардские влияния.
Сохранились остатки укрепленного жилища начала XIII в., называемого обычно Каза ди Крешенцио или домом Кола ди Риенцо. Он включен в основание более поздней башни. Его стена, расчлененная частыми лопатками, завершена чрезвычайно сложным карнизом, включающим модульоны и резные фризы.
Интересный пример сочетания римских влияний (в базиликальном интерьере с мозаичными полами) и ломбардской живописности внешнего облика представляет собор в Ананьи (1072 г., кампанила XII в.).
Ананьи. Собор
Ананьи. Собор
На территории, лежащей к северу от Рима, наряду с культовыми сооружениями базиликального типа (Сан Пьетро и Санта Мариа Маджоре в Тосканелла, Санта Мариа ин Костелло в Тарквинии, Сан Систо и Сан Джованни ин Цокколи в Витербо), в XI в. строятся также церкви, в которых заметно влияние Равенны. Такова, например, церковь Сан Флавиано в Монтефьясконе (20-е годы XI в.), в цокольном этаже которой, вырезанном в склоне холма, апсиды расположены почти трилистником.
Тосканелла. Церковь Сан Пьетро, VIII в. и XI—XIII вв.
Тосканелла. Церковь Сан Пьетро, VIII в. и XI—XIII вв.
Церковь Сан Пьетро ин Тосканелла близ Витербо, принадлежащая к базиликальному типу, по-видимому, включает (особенно в крипте) остатки более раннего сооружения (VIII в.?), но в основном построена в XI в. Нижний ярус главного фасада расчленен глухими аркадами, напоминающими о Пизе и Лукке. Мраморная роза, портал и облицовка верхней части фасада относятся к XIII в. (фасад реставрировался в 1870 г.).
Церквам в Тосканелла, в Витербо и др. свойственно совершенно иное, чем в Риме, соотношение опор и пролетов: арки здесь шире, опоры расставлены реже, нередко в качестве опор применены круглые столбы, в других случаях — это устои, обработанные пилястрами, четвертями колонн или полуколоннами. Возможно, что в этом проявились тенденции ломбардских каменщиков, работавших в Витербо.
Орвието. Площадь Сан Пеллегрино с домами XII—XIII вв.
В скульптурных деталях многих сооружений (например, капителях), как и в церкви в Монтефьясконе, свободно воспроизведены этрусские мотивы.
Маленький городок Орвието, лежащий на территории древней Этрурии, был папской резиденцией и, вместе с тем, коммуной, боровшейся за свою независимость. Здесь еще сохранилась жилая застройка XIII в. и палаццо дель Капитано дель Пополо — одно из старейших коммунальных зданий в Средней Италии. Зал заседаний магистратуры расположен на втором этаже. Этажи разделены галереей, куда вела наружная лестница (1301 г.). Во внешнем облике палаццо дель Капитано в Орвието, поставленного на стыке двух площадей, в центре коммунальной жизни города, хорошо выражено его общественное назначение.
Орвието. Палаццо дель Капитано, 1157 г.
Анкона. Собор Сан Чириако, XI—XIII вв.
В восточных областях Средней Италии, в Марках, воздействие архитектурных традиций Равенны и непосредственные византийские влияния были еще более сильны, чем на территории Этрурии. Это сказалось не только в праздничности, живописности и полихромии отделки, но и в композиции памятников, среди которых встречаются церкви, квадратные в плане, с куполом, поставленным на четырех колоннах (Сан Витторе в Кьюзи), церкви, в которых эта тема сочетается с базиликальной композицией (Санта Мариа в Портонуово), и строгая крестовокупольная композиция, наилучшим воплощением которой является церковь Сан Чириако в Анконе (конец XI—начало XII в.; реконструирована в XIII в.). Ее четкий объем, хорошо воспринимающийся с разных сторон, возвышается на холме, господствующем над городом.