Венеция, Лоредан и Фарсетти. Мурано, Санта Мариа в Донато. Торчелло, Санта Фоска - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Венеция, Лоредан и Фарсетти. Мурано, Санта Мариа в Донато. Торчелло, Санта Фоска

Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
    В романскую эпоху сложились типы рядового венецианского жилого дома и дворца, на которых сказалось расположение города на бесчисленных мелких островах среди лагуны. Каждый участок земли приходилось отвоевывать у моря ценой огромного труда и больших денежных затрат, поскольку и лес, и камень здесь были привозными. Грунт уплотняли и укрепляли сваями, забитыми тесными рядами. На них устраивали сплошной деревянный ростверк, на который и ставили кирпичные или каменные постройки. Так же укрепляли и берега каналов, заменявшие здесь улицы. Стены зданий поднимались прямо из воды, к которой спускались ступени главного входа.
    В Венеции от XII и XIII вв. сохранились дома, возводившиеся государством и религиозными общинами (и потому датируемые документально), предназначенные для беднейших слоев населения, для моряков и для пилигримов. Это — прямоугольные в плане корпуса, ставившиеся по два, по три и более параллельно друг другу и выходившие торцами на канал, со стороны которого, благодаря высоким соединительным аркам между корпусами, они выглядели как единое целое. Планировка корпусов однотипна. Это — многократно повторяющиеся блоки, которые состоят из отдельных комнат (беднейший тип), группирующихся вокруг холла и лестницы, или из нанизанных на лестницу квартир.
    В более богатом типе жилища, палаццо, первый этаж нередко служил складом товаров. Вестибюль раскрывался на канал лоджией. Сюда могли приставать лодки, а на больших каналах — даже целые корабли. На втором этаже, занятом жилыми и парадными комнатами, центральным помещением был большой зал, выходивший не только на главный фасад, но и во двор. Все залы раскрывались на канал, на воду; ее отблески сияли на фасадах, в мраморных аркадах лоджий и оживляли своими переливами резные деревянные потолки. Жилые комнаты располагались во втором, третьем и даже четвертом этаже. Помещения отапливались каминами, дымовые каналы которых выкладывались в наружных стенах (затейливо украшенные трубы характерны для силуэта венецианской застройки). В наружных стенах устраивались и спуски нечистот в каналы, откуда отливы уносили их в море.
    Великолепными примерами венецианских палаццо служат дворцы Лоредан и Фарсетти, стоящие рядом на повороте Большого канала. Как и прочие венецианские дворцы XII в., они построены из кирпича, с цоколями, аркадами, оконными обрамлениями и вставками из мрамора. Во дворце Лоредан их дополняет скульптура и майолика. Третий и четвертый этажи были надстроены позднее.
    На окружающих Венецию островах и прилегающих к лагуне территориях сохранились сооружения, начатые еще в VII—VIII вв., современный облик которых сложился в XI—XII вв. Такова церковь Санта Фоска в Торчелло, построенная в форме греческого креста (центральный купол закрыт тамбуром), с пятисторонними арочными портиками на колоннах из греческого мрамора.
Венеция. Палаццо Лоредан и палаццо Фарсетти, XII в.
Венеция. Палаццо Лоредан и палаццо Фарсетти, XII в.
Торчелло. Церковь Санта Фоска, XI— XII вв.
Торчелло. Церковь Санта Фоска, XI— XII вв.
Мурано. Базилика Санта Мариа в Донато, XII—XIII вв
Мурано. Базилика Санта Мариа в Донато, XII—XIII вв
    Такова базилика Санта Мариа в Донато в Мурано, основанная в VII в. и перестроенная в 1125 г. (закончена в 1140 г.). Она замечательна своей оригинальной шестигранной апсидой с нишами в первом ярусе и арочной галереей на парных колоннах — во втором. Колонны выполнены из мрамора, карнизы — из терракоты. Трехнефный корабль, снабженный трансептом, разделен аркадами на колоннах из греческого мрамора.
    Интерьер отличается богатством и живописностью благодаря деревянному перекрытию, цветным колоннам, мозаике в апсиде и мозаичным полам (1140 г.).
    В Пьемонте и Лигурии, где строительная деятельность развертывалась в X—XI вв. после многовекового застоя, она развивалась явно в известной зависимости от ломбардской архитектуры. Однако большинство культовых сооружений в Пьемонте изменено позднейшими наслоениями. Таковы соборы в Казале, в Иврее (с его великолепным двором), в Сузе. Аббатство в Веццолано с его трехъярусными арочными лоджиями в повышенной средней части фасада напоминает скорее тосканские прототипы. Великолепна церковь Сант Амброджо в Сагра (святилище) Сан Микеле, имеющая характер форта. Святилище поставлено на скале и господствует над окрестностью. Издалека видна высокая полукруглая апсида, завершенная аркатурной галереей ломбардского типа, на массивном кубическом (более древнем) основании. В противоположность этому интерьер производит впечатление легкости; нервюры сводов дополняют свободный взлет пилястр.
    Многочисленные маленькие церкви во второстепенных городских центрах часто имеют лишь один неф и деревянные перекрытия. Их стены расчленены лопатками и глухими аркатурами.
    К XI и XII вв. относятся укрепления многих небольших городов в Пьемонте. Их система в большой мере следует традициям римских лагерей. Сохранились также многие разбросанные на возвышенностях замки феодалов.
    Большое количество укреплений было возведено в романскую эпоху в Лигурии. В Генуе сохрадились ворота Сопрана и Вакка; в Леванто, Ноли, Понтероссо — городские стены и башни. Церкви, принадлежащие обычно к базиликальному типу, с фронтоном в средней части главного фасада, как в Пьемонте, в большинстве случаев были переделаны в последующие периоды. Таковы церкви Санта Мариа ди Кастелло и Сан Донато в Генуе (XI—XII вв.), в интерьере которых использованы античные колонны, а также собор Сан Лоренцо, освященный в 1118 г., но в котором (после пожара 1296 г.) от раннего периода мало что осталось.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому