Церкви Ферейра, Ратес Сан Педро; Браваэс, Сан Сальвадор; Лангос Валлес; Сантарем, Сан Аплорао - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Церкви Ферейра, Ратес Сан Педро; Браваэс, Сан Сальвадор; Лангос Валлес; Сантарем, Сан Аплорао

Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Пиренейского полуострова
Ферейра. Церковь Сан Педро, конец XII в.
Ферейра. Церковь Сан Педро, конец XII в.
Ферейра. Церковь Сан Педро, конец XII в.
Ферейра. Церковь Сан Педро, конец XII в.
    Монастырские и приходские церкви отличаются от соборных храмов не только иной объемно-пространственной композицией (покатые крыши, отсутствие венца капелл и парных башен на западном фасаде), но и принципиально иной конструктивной схемой. Все эти церкви, однонефные или трехнефные, перекрывались не каменными сводами, а крышей с открытыми снизу стропилами, с той только разницей, что крыша трехнефных храмов покоилась на образующих травеи поперечных арках стрельчатой формы, тогда как в однонефных церквах роль опор выполняли покоившиеся непосредственно на каменных стенах деревянные фермы (церковь Сан Педро де Ферейра). Лишь цилиндрические своды апсид всегда выводились из камня. Стропильное перекрытие — такая же традиционная деталь португальских церквей романского периода, как и стрельчатые арки. Его применение вызывалось не конструктивными, а в основном эстетическими соображениями.
Ферейра. Церковь Сан Педро, конец XII в.
Ферейра. Церковь Сан Педро, конец XII в.
Ратес. Церковь Сан Педро, 1152 г.
Ратес. Церковь Сан Педро, 1152 г.
Ратес. Церковь Сан Педро, 1152 г.
Ратес. Церковь Сан Педро, 1152 г.
    Характерный образец трехнефных церквей романского периода — церковь Сан Педро де Ратес (1152 г.). Приземистые пропорции перспективного портала с широкими дугами архивольтов, мощные ступенчатые контрфорсы по обеим его сторонам, массивные каменные переплеты в окне-розе — все эти детали подчеркивают тяжеловесность строгих объемов храма.
    Самую многочисленную и многообразную по декору группу сооружений образуют однонефные храмы. Церковь Сан Сальвадор де Браваэс (1125—1129 гг.) с могучей пластикой простого объема, двускатной кровлей и глухими фронтонами, с выступающим тамбуром, в который врезан перспективный портал главного фасада, узкими, щелевидными окнами, крупными пластичными модульонами, поддерживающими кровлю боковых фасадов и апсиды, с характерной горизонтальной тягой на боковых фасадах может служить классическим примером этого типа построек.
    Однонефные церкви, возводившиеся на протяжении романской эпохи в разных районах Португалии, различаются в основном по характеру скульптурного декора.
Браваэс. Церковь Сан Сальвадор, 1125—1129 гг.
Браваэс. Церковь Сан Сальвадор, 1125—1129 гг.
Лангос Валлес. Церковь, 1151 г.
Лангос Валлес. Церковь, 1151 г.
    Церкви в Браваэс и Лонгос Валлес, расположенные на севере страны, входят в группу памятников долины рек Лимы и Минхо — района, где наиболее прочно сохранялись традиции вестготского искусства с его пристрастием к подчеркнутой пластике объемов и пышному декору. Выполненная в высоком рельефе, декоративная скульптура изображет обезьян, змей, шакалов, орлов, фантастических чудовищ и человеческие фигуры.
    При всей своей примитивности, грубости и реминисценциях варварского искусства она отмечена пластической выразительностью и печатью какой-то мрачной фантазии. Благодаря строгой ограниченности применения скульптуры контраст между гладью стены и концентрированным расположением скульптурных деталей создает богатый художественный эффект.
    В романских храмах Португалии обращает на себя внимание отсутствие характерных для Франции и Испании сложных иконографических композиций и относительно малая распространенность изображений человеческой фигуры (преимущественно на вестготском Севере), преобладание орнамента в виде плетенки или кругов, заполненных орнаментом. Это объясняется тем, что территория португальского государства включила в свой состав относительно небольшую часть бывших вестготских земель, где была распространена традиция изображения в камне живых существ, тогда как в большей части земель нового государства долгое время господствовал ислам, с его неприязнью к изображению подобных сюжетов.
    Небольшой (длина 24,85, ширина 8,56, высота 7,31 м) храм Сан Кристозаво в Рио-Мау (1152 г.) входит в число сооружений района Браги, характеризующихся графичностью и плоскостностью скульптурного декора, прототипом которого по всей вероятности была деревянная резьба.
    Графичностью скульптурного декора отличается и группа церквей, тяготеющих к храму Пасо де Суза (конец XII — первая половина XIII в.). Типичным мотивом декоративного убранства фасадов является почти обязательное в каждом храме горельефное изображение головы быка или коровы, служащее кронштейном для поддержания тимпана портика (церковь Сан Педро в Рориц, 1179 г.).
    Характерный образец интерьеров однонефных церквей представляет собой церковь Сан Педро де Ферейра, на расчлененные колоннами стены которой опираются стропила и фермы деревянного покрытия самой церкви, тогда как апсида, состоящая из двух травей, перекрыта полуциркульным каменным сводом.
    Тип однонефного храма отличался чрезвычайной устойчивостью и почти не менялся на протяжении столетий. Основным новшеством в церквах конца XII и XIII в. было увеличение размеров оконных проемов и устройство на главном фасаде окна-розы взамен щелевидного оконного проема. Его появление можно рассматривать как отдаленный предвестник более пространственной и легкой готической архитектуры (церковь Сан Винсенте де Суза, 1289 г.).
Сантарем. Церковь Сан Аплорао, 2-я половина XIII в.
Сантарем. Церковь Сан Аплорао, 2-я половина XIII в.
Сантарем. Церковь Сан Аплорао, 2-я половина XIII в.
Сантарем. Церковь Сан Аплорао, 2-я половина XIII в.
    Повторяющая в плане и композиции фасада канонический тип однонефного храма, церковь Сан Аплорао де Сантарем (вторая половина XIII в.) обнаруживает в строении интерьера близкие готике черты — сравнительную легкость форм, пространственность, воздушность и новое понимание тектоники, состоящее в подчеркивании нервюр как конструктивной основы сооружения. Тем не менее на протяжении всего XIV в., особенно в сельских районах, строились церкви, полностью принадлежащие к сооружениям романского типа (церковь в Сете, XIV в.).
    Известный консерватизм и приверженность к тяжеловесным формам романики составляют общую черту церковных построек Португалии XII—XIII вв. Применение стрельчатой арки не привело здесь к созданию нервюрного свода, и потому конструкции храмов оставались неизменными на протяжении всего рассматриваемого периода. Объяснение недостаточной активности в поисках новых конструктивных форм и консерватизма португальской архитектуры следует искать в особенностях исторического развития страны. Ее города, бывшие в основном форпостами в борьбе против арабов и испанцев и торговыми портами, так и не смогли стать подлинными центрами ремесленной культуры.
    Проявилась здесь и другая закономерность. Португалия, как и другие южные страны, например Италия, сдержанно отнеслась к готике: проблема интерьера, занимавшая строителей готических храмов на Севере, была в южных районах Европы значительно менее актуальной. Замедленность эволюции и устойчивость традиций романской архитектуры, ощущаемые на протяжении всей истории португальского зодчества, можно объяснить еще и той убедительностью, с которой сооружения, возведенные в период формирования национальной культуры и кровавой борьбы за возможность ее создания, выразили характер нарождавшейся цивилизации. Поэтому насколько органична и закономерна для португальской архитектуры романика, настолько же случайна готика, в сооружениях которой, к тому же, сильны традиции предшествующего периода.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому