Архитектура Хорватии. Церкви Петра, Николая, Креста, Доната, Иоанна Предтечи. Соборы Трогир, Задар
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская и готическая архитектура Восточной и Северной Европы > Архитектура Хорватии
Уздолье. Церковь, 895 г. (1); Задар. Церковь Петра (2)
Прико близ Омиша. Церковь Петра, до 1074 г. (1); Трогир. Церковь Варвары, около 800 г. (2)
Культовые постройки. В наиболее ранних христианских церквах хорватские зодчие делали первые опыты строительства в камне. Позднее, изучив наследие иллирийцев и позднеантичной и раннехристианской эпохи, они создали много вариантов каменных храмов. Простейшие из них были однонефными, с полукруглой или прямоугольной в плане апсидой (церковь на Уздолье близ Книна, 895 г.), а иногда с башней над западным входом и наружными контрфорсами (церковь Спаса у истоков реки Цетины, X в.).
Другие такие церкви имели купол, опиравшийся на стены средней части и подпружные арки. Такова церковь св. Петра в Прико близ Омиша (до 1074 г.). Были однонефные церкви с двумя апсидами, двухнефные двухапсидные церкви (св. Петра в Задаре) и трехнефные базилики, как, например, церковь св. Варвары в Трогире (около 800 г.) с деревянным покрытием среднего нефа, сводами над боковыми нефами и прямоугольной апсидой с полукуполом на тромпах.
Нин. Церковь Креста, XI в.
Сплит. Баптистерий, XI в. Алтарная преграда
Нин. 1—церковь Николая, XI в.; 2— церковь Креста, XI в.
Задар. Церковь Доната, 805 г. Внутренний вид с запада
Строились и центрические церкви, крестообразные в плане, с куполом на световом барабане над перекрестием (церкви св. Креста в Нине и св. Николая близ Нина, XI в.), а также ротонды с куполом и нишами с полукуполами (баптистерий в Задаре) или круговым обходом и алтарными апсидами (церковь св. Доната, ранее св. Троицы, в Задаре, построенная около 805 г., возможно на старом основании). Фасады старохорватских церквей очень просты; иногда они членились лопатками. Внутри применялись и резные детали — базы и капители колонн, иногда взятые из античных построек, — и орнаментальная резьба на алтарных преградах, кивориях и каменной мебели.
Задар. Церковь Доната, 805 г. План вместе с планом баптистерия и собора 2-й половины XIII в.
Задар. Церковь Доната, 805 г. Разрез
В дальнейшем культовая архитектура в различных частях Хорватии развивалась по-разному. В Паннонской Хорватии началось строительство романских церквей. В 1242 г., во время татарского нашествия, все они были разрушены. После татарского нашествия строились новые, уже готические церкви, сначала с романскими элементами (капелла св. Стефана в Загребе, 1240-е годы). Церкви св. Креста в Крижевцах, св. Марка в Загребе и францисканская церковь там же были построены в конце XIII и в XIV в. в стиле ранней готики. В больших постройках, как в Загребском соборе, можно видеть постепенное развитие стиля. В готическом стиле строились и небольшие однонефные церкви, иногда с богатой внешней и внутренней обработкой (паулинская церковь в Реметах близ Загреба, первая половина XIII в., и францисканская в Реметнице, в Хорватском Загорье, XIV— XV вв.). Другие, преимущественно сельские, церкви были простыми и сдержанными (в Очуре близ Крапина, св. Креста в Самоборе и др.). Некоторые церкви Восточной Славонии были приспособлены для обороны.
Задар. Церковь Доната, 805 г. Вид с юга
Большая часть готических церквей средневековой Славонии подверглась сильным переделкам в XVI—XVIII вв., а некоторые из них пострадали от губительных стилизаторских реставраций XIX в. Лучше сохранились постройки приморских областей (Истрия с частью Кварнера и Далмация). Раннероманские церкви были прямоугольными в плане, с такой же апсидой, покрытой полукуполом на конхах, и деревянным покрытием нефа (церковь в Морожинах и др.).
Классический тип романской базилики с полуциркульной апсидой появился в Истрии и Кварнере вместе с бенедиктинскими монахами, построившими в XI в. церковь св. Петра в Супетарской Драге на острове Раб и др. К развитому романскому стилю XII в. относятся кафедральные соборы на острове Крк, на острове Раб (колокольня XIII в.) и в Сенье (XIII в.), позднероманская церковь Марии в Старом Паге и ряд маленьких базилик на всей территории Истрии и Кварнера. В XIII—XIV вв. здесь появились первые элементы готики.
Трогир. Собор, 1-я половина XIII в. Портал собора, 1240 г., мастер Радован
Трогир. Собор, 1-я половина XIII в. внутренний вид с запада
Трогир. Собор, 1-я половина XIII в. план, разрез
В Далмации, в приморских городах-коммунах, в XII и особенно в XIII и XIV вв. возводились большие базилики, родственные апулийским и ломбардским. В начале XIII в. в Трогире был начат постройкой собор — трехнефная базилика с прямоугольными в плане столбами, простой обработкой апсид, украшенных лишь арочным пояском карниза, и двумя великолепными порталами 1213 и 1240 гг. Новый кафедральный собор в Задаре, законченный в 1285 г., заимствовал у предшествовавшей ему раннехристианской базилики широкий средний неф и чередование столбов с колоннами. Он обладает наиболее развитым убранством фасадов с несколькими арочными поясками на колонках, двумя окнами-розами и тремя перспективными порталами.
Задар. Собор, 2-я половина XIII в. Вид с северо-запада
Задар. Собор, 2-я половина XIII в. внутренний вид с запада
Возле усыпальницы Диоклетиана в Сплите, превращенной в конце XIII в. в кафедральный собор, была построена монументальная колокольня, законченная в XIV в. в формах зрелого романского стиля, но предвосхищающая готику характером членений. В XIII в. в Далмации появились отдельные элементы готики в церквах нищенствующих монашеских орденов. Эти церкви были однонефными, с деревянным покрытием и нервюрными сводами в апсиде. Таковы францисканские церкви в Задаре, Шибенике, Дубровнике, доминиканская церковь в Дубровнике и церковь Иоанна Предтечи в Трогире с характерными для небольших далматинских церквей просто обработанными фасадами и звонницей.
Сплит. Соборная колокольня, XIII—XIV вв.
Трогир. Церковь Иоанна Предтечи, XIV в.