Венеция. Собор Сан Марко
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
Венеция. Собор Сан Марко, XI—XV вв.
Собор Сан Марко в Венеции — крупнейшее и оригинальнейшее сооружение не только в самой «царице лагун», но и на территории, принадлежавшей Венеции на материке.
Первая церковь, с планом в форме латинского креста, была построена на месте погребальной капеллы св. Марка в 838 г. и реконструирована в 976 г. Современную композицию объемов, прототипом которой послужила церковь Двенадцати апостолов в Константинополе, собор получил при коренной перестройке церкви во второй половине XI в. (собор освящен в 1094 г.).
Возведение столь грандиозного сооружения стимулировало разработку специфических для Венеции приемов укрепления основания и свидетельствует о высоком уровне строительной техники в целом. Республика не жалела затрат на эту постройку, и в напитанный морской водой грунт были забиты десятки тысяч деревянных свай, изготовленных из заморского левантийского леса. Деревянный ростверк покрыла, сплошная забутка из камня.
Стены, устои и купола выполнены из кирпича.
Венеция. Собор Сан Марко, XI—XV вв.
Венеция. Собор Сан Марко. Мраморная алтарная преграда
План собора имеет форму греческого креста. Эту строго симметричную, законченную в своей совершенной уравновешенности схему образуют пять одинаковых квадратных ячеек, перекрытых полусферическими куполами на парусах и соединенных подпружными арками, настолько широкими, что их можно назвать сводами. Устои по углам основных ячеек собора облегчены прорезанными в них двухъярусными арками. Под всеми сводами, идущими по периметру основной купольной группы, устроен второй ярус на аркадах.
Западная ветвь креста окружена галереей, перекрытой более низкими куполами и образующей своего рода нартекс (многообразно разукрашенный впоследствии), который собственно и воспринимается зрителем снаружи, образуя выходящий на площадь св. Марка пятиарочный фасад, поднимающийся над мраморным мощением как чудесная театральная декорация.
Волнистая линия фасадных арок, несомых пучками двухъярусных мраморных колонн и обрамляющих ниши пяти порталов, завершенных сверкающей мозаикой, образует как бы первый план этой декорации. Второй план более высоких арок повторяет ее в еще более изощренной, прямо-таки пламенной форме (отражающей вкусы готической эпохи). А над всей этой виртуозно задуманной композицией высится пятиглавая купольная группа, высоко поднятая благодаря поставленным на кирпичные купола деревянным стропилам, покрытым сверху как бы сияющими митрами.
Отделка фасада и интерьера собора Сан Марко — плод многовековых наслоений. Но в основном она относится к XV в. Первоначальный облик фасада XI в. может быть восстановлен по мозаичному изображению (около 1250 г.), помещенному в нише над крайним левым порталом. Все последующие века сооружение непрерывно украшалось многочисленными драгоценностями, привозившимися как трофеи. Это — великолепные мраморы, алебастр, порфир, яшма и другие полудрагоценные камни, фрагменты скульптуры, барельефы, колонны. Замечательна четверка античных бронзовых коней над центральной аркой первого яруса, гордо ступающих на хитроумно подставленные под их копыта колонны; они привезены в 1204 г. с константинопольского ипподрома, куда в свое время были поставлены императором Константином.
Венеция. Собор Сан Марко. Капители колонн
Вся тысячелетняя история Венеции отражена в архитектуре собора Сан Марко. Здесь ярче, чем где бы то ни было, отразился живой рост суверенитета этой морской республики и сопутствовавший этому блестящий расцвет ее культуры.
Интерьер собора, стены и устои которого на две трети высоты облицованы мрамором, а все верхние части — своды, паруса, купола — покрыты мозаичными изображениями на золотом фоне, кажется волшебным чертогом. Здесь царит золотистый полумрак, пронизанный лучами, которые проникают сквозь окна, венцом опоясывающие основания куполов и прорезающие закомары. По мозаике перебегают мерцающие рефлексы, на полированных мраморных стволах колонн то тут, то там вспыхивают световые блики. Мозаичный наборный пол (частично сохранившийся от XI—XII вв.) расстилается под ногами, как узорный ковер.
Восточная ветвь собора отделена алтарной преградой — колоннадой из красного веронского мрамора, поставленной на парапет из многоцветных мраморных резных плит и несущей на архитраве фигуры святых. Справа и слева находятся два амвона, выполненные из порфира, яшмы и цветных мраморов.
Собор Сан Марко явился не только важнейшей городской святыней и великолепной сценой, достойной разыгрывавшихся здесь роскошных церковных церемоний, неизменно сопровождавших церемонии государственные, — он стал также ядром общественного центра города, который образовался у лежащей перед фасадом собора площади Сан Марко и был дополнен в XVI в. раскрытой на лагуну Пьяцеттой. Высокие купола собора, образующие сильную, видимую издалека объемную группу, были подкреплены могучим высотным акцентом — стометровой кирпичной кампанилой Сан Марко, поднимающейся без всяких горизонтальных членений до самого яруса звона. Она построена в XII—XIV вв. (завершение —1501—1514 гг.)., упала в 1902г. и восстановлена в 1904 г.