Палаццо Спини, Марескотти, Буонсиньори, Медичи, Даванцати, Гротанелли - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Палаццо Спини, Марескотти, Буонсиньори, Медичи, Даванцати, Гротанелли

Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
    Если XIII в. был в городах Италии временем широкого строительства общественных городских дворцов, то XIV столетие было веком частных палаццо и вилл по преимуществу. В период треченто складывается тот тип жилого палаццо, который позже, к середине кватроченто, получает свои классические формы.
    В развитии типа и форм жилого палаццо XIV в. следует ясно различать его связь с двумя различными исходными типами городского жилища того времени — рядовым буржуазным домом («каза»), с одной стороны, и замком феодала в городе («кастелло») — с другой. По мере усиления антагонизма между буржуазными верхами и народными низами коммун жилище крупного буржуа фактически становилось его личной крепостью, приближаясь — планировочно и внешне — к укрепленным городским дворцам аристократии; их внутренний двор служил убежищем на случай бунтов черни.
    И, напротив, феодальная знать, которая часто умело использовала эту вражду, выступая в роли «защитницы» бедных от бо гатых, и этим укрепляла свое место в общественной жизни коммуны, все меньше нуждалась в оборонной функции своих дворцов. В архитектуре палаццо знати признаки крепости (зубчатый верх, машикули) теперь сохранялись часто лишь внешне, как традиционные знаки достоинства владельца.
    С другой стороны, не только цели обороны, но и тяга буржуазии к утонченной культуре аристократии вела к внедрению планировочных форм палаццо знати с его внутренним парадным двором в архитектуру богатого жилого дома.
    Традиционный хозяйственный дворик жилого дома, обычно зажатый стеной соседа сзади, постепенно становится внутренним жилым двором с нарядной аркадой лоджий. В то же время типичные для средневековых бюргерских домов выходящие на улицу открытые лоджии со входом в контору, мастерскую или лавку владельца, всегда отличавшие эти дома от глухого по низу замка феодала, становятся общей чертой богатого палаццо XIV в., низ которого по улице, особенно в домах знати, мог сдаваться внаем.
Губбио. Рядовая жилая застройка, XIV в.
Губбио. Рядовая жилая застройка, XIV в.
Губбио. Рядовая жилая застройка, XIV в.
Губбио. Рядовая жилая застройка, XIV в.
    Представление о домах рядовой жилой застройки города дает жилой массив XIV в. в Губбио, а также реконструкция дома башенного типа в Сиене (Каза ди Виа Чекко Анджолиери) начала XIII в. Нижний арочный пояс дома со входом в центре включал этаж лавок и полуэтаж складских антресолей. Выше шли два идентичных жилых этажа, разделенных между собой служебным полуэтажом, служившим для хранения съестных припасов. Жилые этажи имели деревянные балконы-галереи, защищенные от солнца (как и лавки) сплошными навесами. Балконы были нужны и в хозяйстве: здесь сушили белье, для чего имелись устройства для развески. Материалом стен служил травертин, для верха и зубцов — кирпич. Однотипные многоэтажные дома в плотной рядовой застройке создавали часто нарядный «фасад» улицы.
Сиена. Жилой дом башенного типа (Каза ди Виа Чекко Анджолиери), начало XIII в. Реконструкция
Сиена. Жилой дом башенного типа (Каза ди Виа Чекко Анджолиери), начало XIII в. Реконструкция
Флоренция. Палаццо Спини, конец XIII в.
Флоренция. Палаццо Спини, конец XIII в.
    Черты рядового жилого дома заметны в плане и фасаде раннего палаццо Спини во Флоренции (конец XIII в.). Его корпус следует излому улицы. По низу палаццо шли большие проемы деловых помещений.
    Вход с лестницей вел с улицы в жилые покои второго этажа, которые тем же ходом сообщались с лавками. Формы арочных окон дома типично флорентийские. Через помещение «А», видимо, был вход с улицы во внутреннюю лоджию и дворик позади дома.
    Входная группа с вестибюлем и лоджией двора более развита в сиенском палаццо Марескотти (конец XIII—XIV в.). Его особенность — наличие башни, а также характерные для домов Сиены тройные окна.
    Примером небольшого палаццо с типичным для рядовой застройки глубинным развитием плана может служить дом Медичи в Пизе (XIV в.). В расположении и правильной форме дворика с лоджией уже ясно видна тенденция его трактовки как внутреннего парадного пространства дома.
Флоренция. Сиена. Палаццо Марескотти, XIV в.
Флоренция. Сиена. Палаццо Марескотти, XIV в.
Флоренция. Сиена. Палаццо Буонсиньори, 1-я половина XV в. (3); Пиза. Палаццо Медичи, XIV в. (4)
Флоренция. Сиена. Палаццо Буонсиньори, 1-я половина XV в. (3); Пиза. Палаццо Медичи, XIV в. (4)
    В отличие от этих палаццо, в планировке палаццо Буонсиньори в Сиене (первая половина XV в.) больше связей с исходным типом городского дворца феодала. Широкий портал въезда ведет во въездной крытый двор-вестибюль с прямым проездом в конюшню. Вестибюль соединен через лоджии с внутренним жилым двориком, вместе с которым, включая лестницу, образует парадный комплекс первого этажа палаццо.
Флоренция. Палаццо Даванцати, XIV в.
Флоренция. Палаццо Даванцати, XIV в.
    В палаццо XIII—XIV вв., как и позже, главным жилым этажом был второй. Кладка стен велась в городах средней Италии, как правило, из тесаного камня (Флоренция), а также и из кирпича. Верхние этажи штукатурились или затирались по камню и часто украшались фресками или сграффито; лишь вокруг окон делалось обрамление из тесаного камня. В Северной Италии для стен широко применялся кирпич, для украшений — терракота. Венчание в виде зубцов постепенно сменяется сильно выступающей крышей. Уже в XIV в. при разбивке фасада зодчие стремятся к соблюдению симметрии, не всегда считаясь с планом этажей; ради «регулярности» фасада делают слепые окна. По своим формам, помимо названных, типичны для этого времени: в Сиене — палаццо Толомеи (вторая половина XIII в.), Гротанелли; во Флоренции — палаццо Фрескобальди (XIII в.), Минербетти, Даванцати (XIV в.); в других городах — палаццо ди Ламба Дориа в Генуе, палаццо Монтальто в Сиракузах и др.
Сиена. Палаццо Гротанелли
Сиена. Палаццо Гротанелли
    Внутренние дворики жилых палаццо и вилл получили полное развитие лишь во второй половине XIV в. Их ранние примеры: дворики палаццо Гамбакарта (XIII в.) в Пизе, палаццо Спини и палаццо Минербетти во Флоренции, палаццо Поппи в Казентино. Для всех них типичен нерегулярный план, приспособленный к условиям места. По одной стороне дворика — лестница, по остальным, где позволяло место, — аркада лоджий. В конце XIV и в начале XV в. эти дворики становятся больше и правильной прямоугольной формы. Массивные устои заменяются колоннами, по пропорциям близкими к классическим, арки делаются легче, все в целом гармоничнее. В архитектуре Флоренции конца XIV в. дворики являются наиболее ренессансными по духу. В их формах уже явственно отражается новое, гуманистическое мировоззрение эпохи, и во многом от них идет прямая линия развития к ранним работам Брунеллеско.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому