Соборы Сиена, Орвието, Генуя, Милан. Церкви Сан Джованни э Паоло, Сан Фортунато, Сан Петронио, Сант Антонио
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
XIV в. во Флоренции, как и во всей Италии, был ознаменован в архитектуре дальнейшим распространением готических форм, хотя и теперь готика трактуется своеобразно. Как правило, стенная плоскость тщательно оберегается. Пучкообразные столбы вытесняются гладкими, круглыми и восьмигранными, близкими по форме к колонне. По-прежнему сохраняется разделение между несущими и несомыми частями. Ребра свода не вырастают из тела опор, а покоятся на них. Пространства четко ограничены и легко обозримы. Конструктивный каркас обычно маскируется, контрфорсы и аркбутаны довольно редки. По-прежнему приняты наряду со сводчатыми и стропильные покрытия.
Колокольня собора Санта Мариа дель Фьоре (1334—1358 гг.) один из наиболее прославленных памятников архитектуры треченто во Флоренции. Первый строитель колокольни, Джотто, довел ее лишь до середины цервого цокольного этажа, сделав, по словам современника, слишком маленьким цоколь и слишком узкой всю колокольню. Его продолжатель — скульптор Андреа Пизано — нарастил почти вдвое недостроенный Джотто цоколь и возвел выше еще один ярус цокольного типа, придав этим колокольне необходимую ей тяжелую базу. Три верхних яруса с окнами были сооружены уже Франческо Таленти, который вместо готического шатрового покрытия завершил всю колокольню мощным карнизом. Именно Таленти следует считать главным автором флорентийской колокольни.
Таленти же играл ведущую роль при дальнейшем сооружении Флорентийского собора. В 1355 г. строительство возобновилось под началом ряда комиссий, куда входили оба Таленти, Теддео, Нери ди Фиораванти, Андреа Орканья. Все начинания комиссий обсуждались при широком участии граждан Флоренции. На основе модели Арнольфо новую модель выполнил Франческо Таленти. Поперечные измерения нефов и мощный купол модели Арнольфо были сохранены, но шаг опор по ходу нефа укрупнен и этим весь собор удлинен.
В 1367 г. в процессе строительства было решено расширить против проекта Арнольфо подкупольную часть собора. По новой (третьей по счету) модели Франческо Таленти были возведены четвертое звено нефа и все субструкции купола (до тамбура). Чтобы пресечь отступления от модели 1367 г., обе прежние модели уничтожили. Но возведение столь огромного купола оказалась для строителей XIV в. технически невыполнимым. Эту задачу разрешил лишь гений новой эпохи — Брунеллеско.
В своем современном виде Флорентийский собор лишен цельности. Его фасад с 1587 г. простоял обнаженным до 70-х годов XIX в., когда он получил свои эклектические формы. К тому же изменения, внесенные в проект Арнольфо, во многом его ухудшили. Погоня за размерами сковывала зодчих. И все же внутри собор поражает своим размахом. Огромный, в 18 м, шаг устоев и высота арок делают пространство главного нефа особенно раскрытым вширь.
Франческо Таленти был строителем и хлебного рынка во Флоренции (начат в 1357 г.; верхний этаж — 1361 г., Бенчи ди Чьоне), это так называемый Ор Сан Микеле. Здание, квадратное в плане, имело по низу сплошные открытые аркады. Между 1367 и 1381 гг. Симоне Таленти заложил аркады и переделал нижний этаж в церковь. Верхние этажи служили зернохранилищем. Во второй половине XIV в. устои первого этажа были богато обработаны нишами для статуй святых — покровителей флорентийских цехов. В заполнениях арок Симоне Таленти создал изящную ажурную композицию, в которой остроумно сочетал оба типа арок — стрельчатые и циркульные.
Флоренция. Здание хлебного, рынка и зернохранилища (Ор Сан Микеле), 1337 г., арх. Франческо Таленти
Сиена. Собор, 1220-1377 гг., фасад – Джованни Пизано, верх фасада – Джованни ди Чекко
Среди итальянских соборов XIII—XIV вв. соборы в Сиене (1220—1377 гг.) и в Орвието (начат в 1285—1290 гг.) являются классическими образцами итальянской готики. Неф Сиенского собора (до хора) был возведен к 1259 г., к 1264 г. закончен купол. В отделке нефов возможно участие Никколо Пизано и его учеников. С 1284 г. Джованни Пизано начал возведение фасадной стены, доведя фасад до уровня горизонтали над порталами (верхняя часть фасада — Джованни ди Чекко, около 1377 г. Хор был закончен около 1360 г.). Характерное в фасаде собора несовпадение осей нижней и верхней части было предусмотрено первоначальным замыслом Джованни Пизано, который сдвинул боковые порталы с осей нефов к центру и этим создал единую мощную группу входа. Однако верхняя часть фасада неизбежно должна была в своих опорных членениях отвечать конструктивным осям общего базиликального разреза нефов, что и учел Джованни ди Чекко.
Общая композиция фасада идет от старых романо-тосканских традиций (собор в Лукке). Готические формы слагаются в плоскостное целое, уравновешенное и четкое. Статуарная скульптура, как и у Арнольфо, не растворяется в пластических модуляциях стены. Фигуры пластически акцентированы как статуи, установленные в нишах фасада, — древняя античная традиция, переданная поколениями Арнольфо и Джованни Пизано мастерам Возрождения.
В отличие от суровой героики построек Флоренции, формы Сиенского собора подчеркнуто изящны, ювелирны. Утонченность искусства сиенских мастеров видна и в изысканной полихромии фасада: традиционные белые, зеленовато-черные и розовые тона сочетаются здесь с нежными оттенками желтого и интенсивным красно-коричневым цветом. Эта гамма красок восходит к традициям инкрустационного стиля.
Орвието. Собор, начат в 1285—1290 гг., архитекторы фра Бавиньяте, Лоренцо Майтани и др.
Внутри собор поражает цветовым богатством чередующихся рядов темного и белого мрамора. Полукруглые арки и мощная горизонталь карниза-галереи над ними и здесь придают интерьеру черты, роднящие его скорее с постройками проторенессанса, чем с соборами северной готики.
Под прямым влиянием Сиенского собора строился собор в Орвието — в форме романской базилики с полукруглыми арками на массивных колоннах и открытым стропильным покрытием по главному нефу (зодчий фра Бавиньяте; фасад 1310—1330 гг. Лоренцо Майтани, круглое окно — по проекту Андреа Орканья). В целом фасад собора в Орвието более «готичен», чем в соборе Сиены.
Своеобразно зодчество Умбрии, где получил развитие тип зальной церкви. Типичной зальной церковью является церковь Сан Фортунато в Тоди (1292—1301 гг., достраивалась в XIV—XV вв.). Как и в Ассизи, в церкви Сан Фортунато формы пучкообразных устоев упрощены, трактовка стенного устоя ясно говорит о передаче нагрузки на стену. В более поздних устоях входного звена заметны новые, ренессансные искания. Другой пример того же типа — трехнефная церковь Сан Доменико в Перудже (1304—1450 гг.; по Вазари, одним из строителей был Джованни Пизано; переделана в XVII в.).
Церкви Италии.
Венеция. Церковь Сан Джованни э Паоло, 1246—1430 гг. (1); Тоди. Церковь Сан Фортунато, 1292— 1301 гг. (2); Болонья. Церковь Сан Петронио, начата в 1390 г., арх. Антонио ди Виченце (3); Падуя. Церковь Сант Антонио (иль Санто), 1232—1350 гг. (4); Генуя. Собор, XIII в. (5); Милан. Собор, начат в 1386 г. (6)
Венеция. Церковь Сан Джованни э Паоло, 1246—1430 гг. (1); Тоди. Церковь Сан Фортунато, 1292— 1301 гг. (2); Болонья. Церковь Сан Петронио, начата в 1390 г., арх. Антонио ди Виченце (3); Падуя. Церковь Сант Антонио (иль Санто), 1232—1350 гг. (4); Генуя. Собор, XIII в. (5); Милан. Собор, начат в 1386 г. (6)
Не столь творческим, как в Средней Италии, представляется церковное зодчество Эмилии и Северной Италии. В одних областях здесь держались старых романских традиций, в других подражали тосканским постройкам, в третьих копировали северные образцы. Однако и здесь итальянцы выдвигали свои собственные решения.
Среди построек Эмилии важнейшая церковь — Сан Франческо в Болонье (1236— 1263 гг., Марко да Бреша; фасад переделан в конце XIV в. Во время второй мировой войны сильно разрушена). Восходя к французским образцам, эта церковь отличается внутри исключительным спокойствием. В отличие от этой ранней церкви полна готических черт болонская церковь Сан Петронио (начата в 1390 г. Антонио ди Виченце). Церковь была задумана как огромный трехнефный собор с четырьмя башнями, который своей грандиозностью должен был затмить собор Флоренции. Этот замысел был осуществлен лишь частично. Были возведены трансепт с капеллами и одна из башен (окончены в 1481—1492 гг.). Фасад остался недоконченным. В Сан Петронио все пропорции по-готически вытянуты. Окна капелл почти уничтожают стену в боковых фасадах, уподобляя их «прозрачным» фасадам северных соборов.
Позднее, чем в Тоскане, был выработан свой тип церкви в Венеции. Этот тип отличают равное число звеньев в нефе и трансепте (по образцу церкви Сан Джованни в Реальто, VI в.), многоугольный в плане хор, круглые столбы. Таковы церкви Сан Джованни э Паоло (1246—1430 гг.). Санта Мариа Глориоза деи Фрари (около 1340 — около 1443 гг.); в Падуе — шестиугольная в плане церковь Сайт Антонио иль Санто (1232—1350 гг.). Сильные французские влияния сказываются в соборе Генуи (реконструирован внутри после пожара 1296 г. между 1307 и 1312 гг.). Его глубокие порталы (XIII в.) и башня восходят к французским прототипам, мраморная полихромия — к местным итальянским традициям.
Крупнейший и внешне наиболее «готический» в Северной Италии — собор в Милане (начат в 1386 г., закончен в начале XIX в.). Строители собора: ломбардцы Симоне де Орсениго, Марко Фризоне да Кампионе, Филиппо дельи Органи из Модены, 1402—1448 гг., Антонио Аверулино (Аверлино), писавший под псевдонимом Филарете, 1452—1454 гг., Джованни Соларио и его сын Гвинифорте, до 1475 г.; французы: Никола Бонавентюр, Жан Миньо; немцы: Ганс из Фрейбурга, Генрих Парлер из Гмюнда, Ульрих из Фюссингена; в XVI в. — Пеллегрино Гибальди (окна и двери главного фасада). Формы северной готики здесь чисто декоративны. Обилие контрфорсов, аркбутанов и фиалов при общем тяготении сооружения вширь конструктивно не обусловлено. Миланский собор больше поражает количеством затрат и усилий, нежели глубиной и совершенством замысла.